icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Рекламный баннер 990x90px top

Яблоко раздора

2014-09-05

Александр НИКИШОВ
//ФОТО: Александр НИКИШОВ

Тогда наш 9-й класс школы № 72 города Нижнего Тагила руководство одного из крымских совхозов пригласило на уборку урожая. Местные сады ломились от небывалого изобилия вишни и черешни, для сбора которых требовались рабочие руки. Не зря, наверное, и село носило такое влекущее имя – Изобильное. Помимо нас на страду сюда прибыли сверстники из Москвы, Ленинграда, Воронежа.

Беспечная счастливая юность не ведала преград в общении, и дружба с ребятами из других городов завязалась сама собой. Мы все тогда сходили с ума от музыки «Битлз», ворочали железо под впечатлением Стива Ривза из фильма «Подвиги Геракла», восторгались игрой сборной Бразилии во главе с неподражаемыми Пеле и Жаирзиньо. Да и сами играли в футбол, волейбол и, конечно же, проверили себя в матчах с приезжими.

Но главным соревнованием оставалось трудовое. Было объявлено: школа, собравшая наибольший урожай, будет награждена. И кто, вы думаете, сорвал главный приз? Конечно, уральцы! Нас премировали двухдневной поездкой по южному берегу Крыма. Мы проехали на автобусе и посетили Севастополь, Алупку, Ялту, Гурзуф, Алушту, Судак, Коктебель… Это запомнилось на всю жизнь.

Не знаю, смог ли кто из моих одноклассников вновь побывать в Крыму. Уж в Изобильном – точно нет. А тут развернулись такие невероятные события. Страна присоединила Крым и Севастополь без единого выстрела! Чашу весов в пользу поездки склонили настойчивые приглашения в гости крымчан, знакомых со школьной поры, и ранний отпуск. Слишком уж в ностальгически влекущий превратился этот кусочек Земли. Не посмотреть, какой отпечаток наложили на цветущий райский уголок минувшие десятилетия, я уже не имел права. Все, еду!

В дороге разговоры пассажиров сводились к теме Украины. Кто-то вспоминал родственников, кто-то – появившихся в своих городах беженцев. А поскольку все, без исключения, направлялись в Крым, то понимали, что без референдума и решительных шагов России русскоязычный полуостров ожидала бы судьба Донецка и Луганска.

А за окном простирались бескрайние поля подсолнечника, пшеницы, ржи, кукурузы, по большинству из которых уже прошли комбайны. На огородах люди копают картошку, а где-то уже выкопали. Южный Урал, Башкортостан, Ростовская область – велики земли русские. И в каждом районе свой колорит. Лесозащитные полосы и колки в основном из пирамидальных тополей, кленов, каштанов, акаций, ивы. Часто встречается сосна. А сколько засохших берез! Пожалуй, каждая из трех. Все-таки рек вокруг мало, да и климат засушливый. А вот и родимые ели, давно не видел. Но вовсе отсутствуют рябина, шиповник.

На всем пути глазу представали чистенькие поселки и села, без привычных для уральцев свалок вокруг садовых товариществ и гаражных кооперативов. Частный транспорт у домов практически весь отечественный, не то, что у нас. Все железнодорожные переезды заасфальтированы. В центре каждого села – неизменный памятник солдатам Великой Отечественной войны, вокруг цветник. Это как напоминание тем изуверам, что хотят возродить фашизм.

Проезжаем Подгорное. На высоком щите баннер: «Мой поселок – моя гордость!». И на обороте надпись: «Просто улыбнись – жизнь прекрасна!». Рядом еще плакат, посвященный 9 мая. Чистенькие улицы, даже погост на окраине без характерных свалок и имеет перед входом урны.

Поневоле пронзила мысль: вот эти бескрайние поля-кормильцы, уютные хутора и станицы, где в тиши, праведности и любви возделывают землю люди, отдать какой-то бандеровской нечисти, каким-то Ярошам и Тимошенко! Или кто там еще затевает поход на южные рубежи? Поляки, ОБСЕ, НАТО?..

А вот и станция Чертково, о которой почему-то говорили с понижением голоса. Здесь граница между Россией и Украиной, Ростовской и Луганской областями. Вдоль крайнего восьмого пути начинается граница, представляющая собой двухметровый забор из профилированного листа. Но коробейники с украинской стороны спокойно обходят его. Хотя на мосту над путями маячат наши пограничники с автоматами на плечах. Война сюда еще не дошла…

В 35-градусную жару предложения торговцев стандартны: вода, холодное пиво, сигареты, клубника, семечки, кукуруза. А одна заискивающе предложила: «Украинской водочки не хотите?»

Всего в 70 километрах отсюда, в Луганске, рвутся снаряды и бомбы, льется кровь невинных людей, надвигается катастрофа с отсутствием воды, электричества, медикаментов. Невозможно осмыслить происходящее, еще труднее в это поверить. Над нами голубое небо без единого облачка, тишина, отголосков канонады не слышно…

Подошедшая к поезду женщина рассказывает:

– Мы живем на одной улице – русские и хохлы, и вода у нас общая. Когда идем наполнить ведра, говорим: мы у вас воду воруем, они идут, то же самое про нас говорят. Вот что наделали с нами политики!

Наконец поезд трогается. Проводник вагона Юрий обращает мое внимание на смотровую вышку:

– Это «Правый сектор» поставил, раньше ее не было. В прошлую мою поездку здесь же, в Чертково, стало плохо человеку в поезде, вызвали скорую. Так получилось, что с Луганской стороны больница ближе и оттуда послали машину. Но «правосеки» не пропустили ее к границе, мужчина 68 лет скончался…

Жара не спадала даже вечером. В девятом часу на вокзальном табло станции Миллерово +33оС. Из распахнутого окна обволакивает сладковатым пряным запахом трав, цветов и кустарников. Он не сравним с нашим – густым, хвойным, терпким. Этот какой-то расслабляющий, располагающий к неге…

Ночью проезжаем Ростов-на-Дону. Красавец-город весь в огнях, как Лас-Вегас. Особенно впечатлили проходная и здание управления завода «Ростсельмаш». Оба фасада буквально купались в иллюминации, гордо высвечивая в высоте заслуженные ордена бывшего СССР.

При подъезде к Анапе на горизонте появляется долгожданное море. Оно врывается в сознание, душу, пленит тебя даже одним видом. На площади перед вокзалом – множество автобусов, все они идут до Керчи. Неважно, куда ты едешь, садишься в автобус и через час ты уже в порту «Кавказ» на берегу Керченского пролива.

Вся истерика, связанная с многочасовыми, а порой суточными ожиданиями людей и даже потасовками, касается только владельцев машин. Их действительно много.

Если же ты едешь по единому билету (он включает стоимость железнодорожного и автобусного проезда до Керчи, переправу на пароме и заключительный автобусный тур), то для тебя все удобства. Прохождение из автобуса на паром и переправа заняли полчаса. На выходе из порта «Крым» нас уже поджидал с десяток автобусов, готовых доставить до указанного в билете пункта назначения. Мой путь лежал в Феодосию, где меня ожидали давние друзья из Изобильного.

Первый же шок я испытал после вопроса о жизни дорогого сердцу села.

– Живем-поживаем. Правда, из прежних двух с половиной тысяч осталось человек восемьсот.

Так началось мое возвращение в юность.

Часть вторая. Зазеркалье Крыма: тень наследия.
Часть третья. Моря и горы Крыма нам доступны.
Часть четвертая. Ночи и дни Севастополя.

 

Знак села Изобильное при въезде Заброшенное здание общежития
для молодоженов
   
На фото вверху: Северо-Крымский канал построен в 1961-1971 годах для орошения земель засушливых регионов Херсонской и Крымской областей. Киев перекрыл канал дамбой в мае, после чего уровень воды упал с 7 до 1 метра.
6981 3

Комментарии

-0001-11-30
Читать Александра Алексеевича – одно удовольствие. С нетерпением жду продолжения!
-0001-11-30
С удовольствием прочитаю весь цикл впечатлений от поездки в Крым. В июне сам там был. И это просто замечательно!
-0001-11-30
Екатерина, успевай наслаждаться последними статьями. Новаторский зуд главного редактора велит избавляться от всех работников-стажистов. А то на их фоне ее непризнанный гений как-то поблек, а то и вовсе не заметен.
Ошибка! отсутствуют обязательные параметры: "total"

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ